+7 499 755-58-80 Звоните и приходите за помощью

Сложности работы сельского учителя

... одна из этих учениц мне очень нравится, ей уже 18 лет. Но я не могу ей сказать об этом, так как я учитель, а она ученица. Я не могу даже намекнуть им об этом

Полтора года назад Читатель прислал нам это письмо:

Здравствуйте! Я работаю учителем в школе. После того как окончил ВУЗ, вернулся в родной район и получилось так, что я стал работать в соседней деревне. Нагрузка очень большая с 5-11 класс для молодого специалиста, но ничего, было тяжко, но все равно справлялся. В том числе и подготовка к ЕГЭ. Таким образом, на меня ложилась огромная ответственность за подготовку к экзамену. Прошел первый год, я сдал кое-как мой первый выпуск...

Теперь о моей проблеме. У меня никак не складываются взаимоотношения с нынешним 11 классом, в котором учатся в 2 девочки. Честно говоря, в 10 классе они учились, в основном, на самостоятельном обучении, т. е. писали конспекты, сами учили, я редко им что-то рассказывал. Но в 11 классе пора готовить детей, как-никак, выпускной экзамен! Я начал им рассказывать материал. Конечно, опыта работы в старших классах у меня не было, даже подсказать некому, в общем, все разузнавал, как считал нужным, так и вел. Я начал загружать их самостоятельной тестовой работой, естественно, после того как расскажу тему. Начались волнения и возмущения, что мол, одна письменная больше устной нужно информации, дошло до разговора с родителями. Вроде как поговорили с ними. Все успокоились.

Потом что-то началось. Когда начинаю спрашивать домашнее задание, отвечают только с учебника, чуть что — начинаются возмущения: мы не поняли материал, объясняю еще раз, опять тот же ответ — не понятно им опять, как будто специально делается. Другие классы, боже упаси, чтобы у меня с учебника отвечали — запрещаю сразу, практически со всеми классами нашел общий язык, строжусь, они слушают меня. 11 класс же специально, делают что попало на уроке: нецензурная брань может проскочить, могут в телефон играть или вообще учителя игнорировать.

Это первая проблема, а вторая заключается в том, что одна из этих учениц мне очень нравится, ей уже 18 лет. Но я не могу ей сказать об этом, так как я учитель, а она ученица. Я не могу даже намекнуть им об этом. У меня с ней с 10 класса не сложились взаимоотношения, постоянно воюю, пытаюсь донести, чтобы она училась, девушка очень умная, ленивая, смеется практически постоянно, некоторые думают что она сумасшедшая, но я считаю что она просто привлекает к себе внимание таким образом. И сейчас я с ней воюю, пытаюсь вразумить ее, она не хочет, ведет так только со мной. Уже не знаю, что делать с ней, да и с другой ученицей, которая по-спокойней. Самое интересное, когда второй ученицы нет, например, болеет, она ведет себя нормально, работает, не выделывается.

Уже честно не знаю, как доработать дальше? Точно с ними с ума сойду скоро, и увольняться не хочется только из-за них. Что посоветуете?

Анализирует проблему Галина Колпакова

Аналитический психолог, кандидат Российского Общества Аналитической Психологии

Здравствуйте!

Как мне кажется, проблема частично состоит в том, что вы берете на себя большую часть ответственности за обучение этих девушек. Словно вы больше них заинтересованы дать им знания, чтобы они могли достойно продолжить обучение. Я бы рекомендовала серьезно поговорить с девушками и их родителями, узнать, какие планы у каждой из них на будущее. Если кто-то собирается поступать в ВУЗ — сделать упор на необходимые для поступления предметы. При этом понятно, что они будут заинтересованы в учебе, т. к. от этих результатов зависит будущее. Если же девушки в ВУЗ не собираются — снизить требования, оставить их в покое. Я понимаю, что от результатов ЕГЭ зависит и ваша репутация как педагога. Но, как мне кажется, по большому счету вам ничего не сделают, у нас не так много молодых учителей, которые согласны работать в сельской школе. Отдел образования заинтересован, чтобы вы по-прежнему работали в этой школе.

Вторая часть проблемы в том, что вам нравится одна из учениц. Хотя вы ничего ей про это не говорите, думаю, что она (и подруга) догадываются про вашу симпатию. Наши чувства проявляются в невербальном поведении — взглядах, жестах, интонациях, паузах и пр. Тогда в ваших отношениях есть 2 разных слоя: Первый — отношения Учитель — Ученица, а второй — Мужчина — Женщина. Достаточно часто эти слои противоречат друг другу, вступают в конфликт. Например, вы, как Учитель даете девушке задание и требуете ответа, а она выступает в роли Женщины — смеется, соблазняет, кокетничает и пр. Есть много фильмов, рассказов на тему влюбленности учителя в ученицу и наоборот. Вы не первый, кто сталкивается с подобной проблемой. Понятно, что пока эта девушка ваша ученица, признание невозможно. Рекомендую вам до конца учебного года больше контролировать себя, стараться не выходить из роли Учителя, не попадаться на ее женские уловки, иначе она приобретает над вами много власти, и процесс обучения станет невозможен.

Всего хорошего! Психолог Центра Галина Колпакова.

С уважением, Галина Колпакова «Другой взгляд»

О специалисте:

Галина Колпакова

Аналитический психолог, кандидат Российского Общества Аналитической Психологии