+7 499 755-58-80 Звоните и приходите за помощью

Надоело быть отличником

... Я не могу убедить его в том, нельзя специально перестать хорошо учиться. Не могу найти аргументов, которые бы его убедили.

Полтора года назад Наталья прислала нам это письмо:

Моему сыну 15 лет. Учится он хорошо, каждый год — отличник. Учеба, в основном, ему дается легко. Последнее время он начал говорить о том, что ему надоело быть отличником.

«Чего напрягаться? Можно и расслабиться, не делать больше, быть наравне со всеми». Из увлечений — только одно — футбол в качестве болельщика, и игры на компьютере, иногда играет во дворе. Записаться в секцию и заниматься футболом постоянно не хочет. Я не могу убедить его в том, нельзя специально перестать хорошо учиться. Не могу найти аргументов, которые бы его убедили.

Анализирует проблему Галина Колпакова

Аналитический психолог, кандидат Российского Общества Аналитической Психологии

Здравствуйте, Наталья! То, что происходит с вашим сыном, вполне закономерно. Он — подросток, а в этом возрасте учеба отходит на второй план, а главным становятся контакты со сверстниками и психологическое отделение от родителей. Основная задача подросткового кризиса — построение своей новой идентичности, понять: «Кто я еще, кроме того, что сын (или дочь) своих родителей?», найти свой собственный путь.

То, что ваш сын больше не хочет быть отличником, может говорить о следующем. Возможно, он воспринимает хорошую учебу, как вашу, а не свою ценность, и тогда в этом проявляется отделение сына от вас, его поиски собственной позиции в этом вопросе. Может быть, он осознал, что быть отличником по жизни — не обязательно быть успешным и счастливым, что важнее что-то другое, например, быть «своим» среди сверстников, принятым в круг значимых людей. Возможно, также, что он хочет осваивать другие сферы жизни, отличные от учебы и на это требуется дополнительно энергия и время.

Я бы рекомендовала Вам поговорить с сыном о будущем. Кем он хочет стать, как видит свою будущую карьеру, личную жизнь и пр. Например, пусть сочинит историю на тему: «Я через 5, 10 лет». В зависимости этого, можно корректировать настоящее, чтобы сделать желаемое будущее возможным. Например, если сын планирует освоить рабочую специальность, ему действительно не  обязательно сейчас учиться отлично. Если он планирует стать врачом — ему нужно хорошо знать химию, биологию, а по другим предметам вполне можно иметь средние оценки. И так далее.

С уважением, Галина Колпакова «Другой взгляд»

Напоследок:

Кроме того, я рекомендую Вам почитать книги, о психологических особенностях подросткового возраста. Например, «Книга для неидеальных родителей», автор И. Ю. Млодик, «Общаться с ребенком. Как?», автор Ю. Б. Гипенрейтер. Также Вы можете придти к нам в Центр на очную консультацию, одна или с сыном.

О специалисте:

Галина Колпакова

Аналитический психолог, кандидат Российского Общества Аналитической Психологии