+7 499 755-58-80 Звоните и приходите за помощью

Боится оставаться один

... Мальчик видел в окно, что его ищут, но не мог выйти из помещения, был закрыт на ключ. Вспомнили о нем дети.

4 года назад Надежда Серафимовна прислала нам это письмо:

С недавних пор мой внук начал бояться оставаться в каком-либо помещении один. Даже в туалет просит проводить его и находиться рядом. Если мне надо переодеться в другой комнате, он стоит под дверью и просится ко мне. Началось это приблизительно 2 месяца назад, ему сейчас 7 лет, он с удовольствием ходит в школу, занимается в футбольной секции. Он очень контактный ребенок, у него есть друзья и он с ними очень хорошо общается.

Однако, примерно полгода назад, когда он еще ходил в детский сад, там случилась неприятная история: воспитательница наказала его и закрыла в спальне, потом дети вышли гулять на улицу, а его забыли выпустить из спальни, и он пробыл там до прихода бабушки. Воспитатель вообще забыла о нем и сказала, что его забрал отец, после чего предложила бабушке и охраннику самостоятельно поискать его на территории детсада. Мальчик видел в окно, что его ищут, но не мог выйти из помещения, был закрыт на ключ. Вспомнили о нем дети.

После этого происшествия он быстро оправился, ездил с родными отдыхать и даже оставался вечером один в номере. Но сейчас у него фобия, что какой-то черный человек всегда за ним наблюдает и ходит по пятам. К сожалению, ребенок много играет в электронные игры, где много всякой стрельбы. Когда я пытаюсь поговорить с ним, отвечает односложно, не отрываясь от игры. Мама была с ним у психолога, он посоветовал придумать себе талисман и вести дневник, в конце каждой дневной записи рисовать рожицу. Ребенок отнесся к этому равнодушно. Маме посоветовали проконсультироваться у психиатра. На мой взгляд это непрофессионально. Подскажите, как помочь ребенку преодолеть страшные фантазии.

Анализирует проблему Александра Фазлеева

Детский психолог, аналитический психолог

Здравствуйте, Надежда Серафимовна!

Детские страхи отражают переживания ребенка и в определенные периоды жизни являются реакцией на непонятное и неизвестное. Для каждого возраста характерно наличие некоторых страхов, ребенок по-своему осознает и перерабатывает тему, с ними связанную. Однако некоторые дети могут испытывать навязчивые страхи, которые могут ограничивать их жизнь. В этом случае необходима помощь и поддержка для ребенка.

В своем сообщении Вы рассказали о достаточно травматичной ситуации для мальчика, когда его безопасность была нарушена из-за происшествия в детском саду. Он оказался брошенным, забытым, наверняка напуганным. В безвыходной в прямом смысле ситуации мальчик остался наедине со своими чувствами: тревоги, страха, обиды, злости, а также невозможностью позвать на помощь, даже когда родные так близко. Вы отмечаете, что он «быстро оправился», что внешне все казалось вполне спокойным. Говорил ли он, что с ним происходило, когда он остался один в запертой комнате или молчал? Рассказывал ли о своих переживаниях или быстро «забыл» об этом? Куда делись все те сильные чувства, которые подразумевает такая ситуация?

Вполне возможно, они оказались запертыми внутри него, как и он сам в помещении... Тогда внешне он действительно мог выглядеть спокойно, как будто ничего не сучилось. И теперь ему страшно, страшно остаться одному в комнате, страшно снова столкнуться с этими чувствами, встретиться с «черным человеком».

Почему это проявилось 2 месяца назад? Если я правильно поняла, начало страхов примерно совпадает с началом первого в его жизни учебного года. При изменении привычной ситуации, смене окружения и и необходимости адаптироваться к новой системе у детей повышается уровень тревожности. Это могло актуализировать те чувства, которые остались невыраженными.

Ваша реакция на страшные фантазии должна быть спокойно-сопереживающей. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, когда он не занят компьютерной игрой, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше он будет говорить о нем в словах, тем менее страшным будет сам образ. Для ребенка важно знать, что Вы поддерживаете его, когда он боится, и можете принять его чувства.

Для того, чтобы выявить и другие возможные причины возникновение страшных фантазий, понять их смысл и научиться с ними справляться, Вы можете обратиться к психологу в наш центр. Для этого может понадобиться несколько встреч. В кабинете психолога происходит формирование безопасного доверительного пространства, где ребенок может выражать свои переживания и с помощью психолога учиться понимать свои чувства.

С уважением, детский психолог Александра Фазлеева.

С уважением, Александра Фазлеева «Другой взгляд»

О специалисте:

Александра Фазлеева

Детский психолог, аналитический психолог