+7 499 755-58-80 Звоните и приходите за помощью

Проблемы с чтением

... Повторно встречая слово в тексте, она его читает, как впервые увиденное. Даже если это два одинаковых слова подряд, даже если они из трех букв.

2 года назад Виктория прислала нам это письмо:

Здравствуйте! У нас проблемы с чтением у ребенка. Дочка в школу пошла, когда ей было 7 лет и 3 месяца. Мы живем на Украине, школа с украинским языком преподавания, но родной для нас язык — русский. Проблема в том, что ребенок читает по слогам даже слова из 3 букв. (Тексты для чтения на украинском языке). Повторно встречая слово в тексте, она его читает, как впервые увиденное. Даже если это два одинаковых слова подряд, даже если они из трех букв. Отдельно просто слоги из двух букв читает мгновенно. Стихи и тексты в прозе запоминает быстро и легко. А вот если в украинском тексте попадается незнакомое слово, и я ей его перевожу, забывает сразу же. Если слово это же переведенное встречается в этом же абзаце — она его уже не может вспомнить.

Когда пошла в школу, по слогам читать (украинские тексты) уже умела. За 5 месяцев учебы скорость чтения не поменялась. У меня такое чувство, что я пытаюсь пробить головой бетонную стену. Учитель в школе говорит читать каждый день. Мы это и стараемся делать, но сдвигов я не вижу. Как я понимаю, взрослые узнают слова в тексте, а не читают по буквам-слогам, поэтому быстро и получается. А моя дочь не узнает и не запоминает даже самые короткие слова. Я не могу понять, почему??? Она, когда была меньше, на слух запоминала детские книжки. Наизусть. А сейчас в школе в чтении она одна из худших. Ребенок произносит все звуки правильно, занималась с 4 до 5 лет с логопедом. С письмом проблем нет, в школе за письмо хвалят. Ребенок родился с отеком мозга. Но к двум месяцам врачи признали здоровой. Если это может иметь какое-то отношение. Дочка еще учится в музыкальной школе. Выучить и сыграть пьеску по памяти — задача вполне посильная для нее, педагог хвалит.

Ожидания:

Хочу найти причину столь непонятной для меня работы памяти и попытаться устранить ее. Хотелось бы понять, почему ребенок не может запоминать слова и быстро их узнавать и произносить при чтении - бегло читать. Хотелось бы помочь ребенку научиться быстро и осознанно читать.

Вопрос:

В чем наша проблема? Может ли это быть каким-то нарушением памяти? Как с этим бороться?

Анализирует проблему Мария Елкина

Психолог, выпускница МПГУ

Здравствуйте, Виктория.

Я думаю, что Вам не о чем волноваться. Судя по Вашим рассказам, у дочери нет никаких нарушений памяти. Скорее всего, у ребенка лучше развита слуховая память, а не визуальная. В этом тоже нет ничего страшного. Развивать визуальную память можно путем тренировок, так что, рекомендация учителя правильная: нужно каждый день что-нибудь читать. Разумеется, лучше всего читать то, что интересно ребенку, и не усердствовать в побуждении к чтению, чтобы у ребенка не сформировалась неприязнь к этому занятию.

Итак, книжки для тренировок должны быть приятными и интересными. Я уверена, Вы знаете, что для Вашей дочери будет наиболее интересным чтением. Попробуйте превратить чтение не в занятие, а в некий приятный ритуал: например, перед сном. Можно попробовать читать по ролям.

Дети приобретают навык беглого чтения в разном темпе. Кто-то самостоятельно и довольно рано учится читать, а кому-то требуется больше времени и усилий.

Мне кажется, у Вас нет повода для беспокойства.

С уважением, Мария Елкина «Другой взгляд»

О специалисте:

Мария Елкина

Психолог, выпускница МПГУ