+7 499 755-58-80 Звоните и приходите за помощью

Мой сын не желает учиться и развиваться!

... Каждый вечер мы выясняем отношения: я ему про уроки, а у него вечно «ничего не задали». Боюсь, меня не хватит надолго.

2 года назад Светлана Раисовна прислала нам это письмо:

У меня проблема. Мне 49, сыну 17 лет. Я не знаю, как мне поступить, раньше я думала, что сыну нужен психолог, а сейчас мне кажется, что психолог нужен мне.

В этом году он поступил в колледж на платной основе. Но он не учится вообще, не делает уроки, ничего не читает и вообще никак не развивается. Раньше хоть спортом занимался, а сейчас мы можем просидеть целый день за компом. Я ограничила доступ в интернет в вечернее время, убрала шнуры, так он сидит теперь с планшетом ВКонтакте. Можем просидеть до утра. Каждый вечер мы выясняем отношения: я ему про уроки, а у него вечно «ничего не задали». Боюсь, меня не хватит надолго. Домой уже не охота идти вечером... Преподавателю своему он сказал, что ему так лень, что он не может себя заставить что-либо делать.

Может, это заболевание, он, действительно, очень ленив. Письмо получается сумбурным, хочется о многом написать, очень наболело!

Ожидания:

Хочу понять, может, я от него много требую, может, он действительно не способен учиться? Я люблю людей с увлечениями, которым все интересно, мой сын далеко не такой. Научите меня любить его таким! Я его, конечно, люблю, но чувствую, что я сильно на него давлю.

Вопрос:

Посоветуйте, как мне с ним себя вести. Как научится жить с этим, принимать его таким? Как можно изменить эту ситуацию? Боюсь, что останется без образования.

Анализирует проблему Валерия Ускова

Психолог

Здравствуйте, Светлана Раисовна!

Нежелание тинейджеров учиться, посвящать себя учебному процессу далеко не редкая проблема. Стоит отметить, что беспричинного нежелания учиться не бывает, всегда есть определенный фактор (или группа факторов), которые как бы отвращают молодого человека или девушку от учебы и порождают негативное отношение к ней.

В Вашем письме, Светлана, содержится, к сожалению, крайне мало информации о Вашем сыне, вследствие чего сделать вывод о причинах его равнодушного отношения к учебе практически не представляется возможным.

Для выявления истоков проблемы представляют интерес следующие вопросы:

  • Одна ли Вы воспитываете сына?
  • Когда именно у юноши пропал интерес к учебе: при поступлении в колледж или же раннее, например тогда, когда он еще обучался в школе?
  • Проявлял ли ранее Ваш сын интерес к определенным областям знаний, например, к математике, технике, конструированию и прочему? Иными словами, чем юноша увлекался и, возможно, отчасти продолжает увлекаться сейчас?
  • Не приходило ли Вам в голову то, что Ваш сын обучается в колледже не по той специальности, которая ему по-настоящему близка?
  • Оказываете ли Вы на сына излишнее психологическое давление?
  • Пережил ли за последнее время Ваш сын какое-либо эмоциональное потрясение, психологическую травму?

Как видим, вопросов очень много, однако без получения дополнительной информации помощь психолога едва ли будет эффективной.

Светлана, Вашу с сыном проблему желательнее всего анализировать на личном приеме у психолога, в процессе которого реально получить всю необходимую для анализа ситуации информацию. Если по ряду причин очное посещение психолога невозможно, я могу предложить Вам приемлемую альтернативу — консультацию с данным специалистом по Skype.

В Вашем послании я обнаружила одну любопытную особенность: рассказывая о своем сыне, Вы использовали множественное число, обобщив сына с собой (ср: не он может просидеть в сети Интернет до утра, а МЫ можем просидеть до утра). Казалось бы, ничего не значащая игра слов, однако и в подобном конструировании предложений есть свой смысл. В результате получается, будто бы Вы не мыслите сына отдельно, независимо от себя, как самостоятельную личность. Также же в дополнении к своему письму Вы отмечали, что желаете полюбить сына таким, какой он есть, а не таким, каким Вы желаете его видеть.

Можно предположить, что Ваши конфликты, выяснения отношений с сыном, равно как и его нежелание учиться во многом обусловлены именно тем, что Вы не принимаете своего сына таким, каким он является в действительности. Возможно, юноша ощущает то, что не соответствует Вашим стремлениям, но из-за излишнего давления у него исчезает желание хотя бы отчасти походить на тот образ идеального сына, который сформирован у Вас.

Светлана, возможно, в стремлении, чтобы Ваш сын соответствовал тому великолепному образу, который существует в Вашем разуме, Вы упускаете из вида, игнорируете его индивидуальность, неповторимость и его личные желания. Отсюда рождается конфликт, который истощает моральные силы обоих, то есть матери и сына. В результате у Вас пропадает желание возвращаться домой, где все не соответствует Вашим предпочтениям, а у сына появляется желание убежать от травмирующей его реальности в пространство сети Интернет.

Сейчас я не в состоянии с уверенностью сказать, действительно ли Ваш сын является человеком «без увлечений». Возможно, полезные увлечения у него имеются, но юноша попросту не проявляет их, потому что эти увлечения, по его мнению, не будут восприняты мамой.

Также на правах предположительной версии можно озвучить мысль о том, что негативизм к учебе у юноши обусловлен тем, что он занимается не своим, чуждым его интересам, делом, обучаясь по нелюбимой специальности. Возможно, Вашему сыну близко и интересно что-то совсем другое, например спорт. Вот только спрашивали Вы когда-нибудь у своего сына, что ему интересно и чему он жаждет посвятить свою жизнь? Проявляли ли Вы неподдельный интерес к его увлечениям? Демонстрировали Вы сыну свою готовность конструктивно без давления обсудить с ним волнующие вопросы и, возможно, в чем-то поддержать?

Согласитесь, что даже взрослому сыну хочется видеть в своей матери понимающего его человека. А постоянные придирки и выяснения отношений рано или поздно надоедают и толкают к отстраненности во взаимоотношениях с мамой.

 

С уважением, Валерия Ускова «Другой взгляд»

Напоследок:

Для того чтобы осознать многие узловые моменты ваших с сыном взаимоотношений и научиться принимать его таким, какой он есть, а не таким, каким Вы желаете его видеть, необходимо время. Направляющую функцию в этом деле может осуществить психолог, работа с которым, скажем, по Skype, является одним из вариантов постепенного разрешения сложившейся проблемы. Спокойствия и понимания Вам!

О специалисте:

Валерия Ускова

Психолог