+7 499 755-58-80 Звоните и приходите за помощью

Научить ребенка... проигрывать

В последнее время, в названиях книг, телепередач все чаще встречаются символы стратегии успеха. Книги «Рожденные выигрывать!», «Из лягушек — в принцы!», передача «Фабрика звезд»... В общественном сознании все более идет поляризация — победители и неудачники.

Никто не желает проигрывать

Естественно, дети, сначала под влиянием родителей, а потом и сами, стремятся оказаться на полюсе победителей. Но все время побеждать невозможно, и, как мне кажется, беда многих современных людей в том, что они не умеют проигрывать.

На первый взгляд, все просто: у победителей хорошее настроение, ими гордятся окружающие, а вот в случае неудачи, проигрыша и начинаются проблемы, именно здесь нужна помощь родителей, близких, а в более сложных случаях — специалиста-психолога.

Ассоциации со словами

Успех — энергия, положительные эмоции, победа, статус, престиж, высокая самооценка, признание, превосходство, успешная стратегия деятельности.

Неуспех — проигрыш, отрицательные эмоции, унижение, подавленность, низкая самооценка, зависть, фрустрация, обида.

Проблема заключается в том, что некоторые дети не умеют проигрывать. Они относятся к проигрышу не по- детски серьезно, стремятся избежать его любой ценой, словно на весах лежит их жизнь. Такие дети в обычных играх для проведения досуга «выгрызают» победу у своих сверстников, не замечая, что в жертву приносятся более долговременные цели — построение хороших отношений, гармоничное пребывание в коллективе.

В случае победы, они также бывают не совсем адекватны. Например. В детском саду — Новогодний праздник, по сценарию добрые герои побеждают злую Бабу-Ягу. Большинство детей осознают, что это всего лишь игра. Но Костя из подготовительной группы бьет  по-серьезному, во всю силу, словно это действительно Персонифицированное зло, а не переодетый воспитатель.

Почему же плохо всегда стремиться к выигрышу?

  • Такие люди изматывают себя и окружающих.
  • Своим поведением отодвигают от себя сверстников, в другой раз их не позовут в игру.
  • В случае проигрыша впадают в депрессию, фрустрацию.
  • Самооценка таких детей, как правило, неадекватна, не соответствует реальности. В случае победы — «Я Царь и Бог!», в случае проигрыша — «Я — ничтожество!». Есть опасность формирования нарциссического расстройства личности. В этом случае выигрыши нужны как воздух, чтобы подтвердить свое положительное самоощущение «Я имею право жить, т. к. я победитель!».
  • Сама боязнь ошибиться парализует человека либо держит его в напряжении, тем самым увеличивая вероятность проигрыша.
  • Некоторые дети проецируют на других свой страх проигрыша. Даже в случае победы они не испытывают радости от этого, представляя, как переживает проигравший ребенок.
  • Даже если ребенку удается какое-то время выигрывать постоянно, каждый новый выигрыш приносит меньше радости. К хорошему привыкаешь быстро. Для ощущения радости необходимо переживание неудачи — иначе просто не с чем сравнивать. Например, Елене, в школе пачки похвальных грамот за отличную учебу совсем не приносили радости, но грамота за 2 место в победе спортивной команды была приятна именно потому, что в спорте девушка побеждала не часто.
  • У выигрывающих детей формируется слишком легкое отношение к жизни. Даже есть выражение про это: «Живет играючи». Конечно, важно, чтобы ребенок чувствовал, что вокруг него благожелательный Мир, но важно, чтобы это было в пределах реальности. Желание родителей «не дать упасть, подстелить соломки», иногда бывает «медвежьей услугой». Ребенок находится в иллюзиях, относительно своих отношений с Миром и терпит серьезную неудачу рано или поздно. Как говорил в одном из интервью знаменитый артист Сергей Юрский: «Не надейтесь, что ваш ребенок всю жизнь прошагает по дорожке из гранита, выстланной вами. Либо деньги кончатся, либо гранит!».

Захваленность формирует высокую самооценку, но она подобна стеклянному панцирю. Стоит кому-то значимому поругать этого человека — панцирь разлетается вдребезги.

Перфекционисты


«Всю себя замучаю, стану самой лучшею!». Перфекционизм — стремление сделать все как можно лучше, «на 5 с плюсом».

Люди, хронически выигрывающие имеют ряд проблем. Мягкое проявление перфекционизма, улучшательские тенденции в поведении можно рассматривать как достоинство. Но после определенного предела это качество может стать серьезным недостатком, отнимающим время и силы. Перфекционизм может проявляться в разных случаях : например, бесконечное переписывание домашней работы или многочасовая «вахта» у зеркала, когда женщина добивается безукоризненной прически и макияжа.

Некоторые люди оказываются в плену у такого поведения, их перфекционистские планки часто недостижимы, что вызывает чувства злости, неудовлетворенности собой и горечи от несбывшихся намерений.

Перфекционисты часто бывают максималистами: «Если что-то делать — то на пять с плюсом, либо не делать вообще!». Какое-то время у них получается постоянно выигрывать, быть на вершине успеха и возникает бессознательное ожидание, что так будет всегда. Если такой человек встречается с первыми неудачами — может возникнуть неадекватная реакция.

Рассказывает подруга

«Я всегда была отличницей, активисткой, в школе меня не ругали практически никогда. Я посещала лыжную секцию и однажды тренер стал ругать нашу команду за низкие результаты. Я долго не могла понять, что он действительно на нас сердится, мне казалось происходящее шуткой или розыгрышем. Я стояла, смотрела ему в глаза и смеялась, что его распаляло еще больше».

У детей-перфекционистов уровень тревоги и беспокойства стабильно высок. Привычка «быть лучше других», «держать спину», «быть в форме» отнимает много времени и сил. Такие дети могут стремиться к совершенству, чтобы скрыть недостатки, которые они в себе видят. Они считают себя плохими, недостойными и несовершенными людьми, а внешнее поведение служит компенсацией внутреннего самоощущения. Такие дети душевно терзаются, совершив малейший проступок. Им трудно выражать свои эмоции, особенно негативные — гнев, злость, страх. Рассуждая примерно так: «Если у меня злые мысли — значит, я злой и плохой человек».

Причины перфекционизма

  • Результат воспитания строгой семье, где многое считается «дурным» и не допускается выражения отрицательных чувств.
  • Дети перенимают особенности характера своих родителей, смоделировав себя по их «образу и подобию». Например, если ребенок постоянно слышит: «В нашей семье все учились на отлично!», ему сложно быть хорошистом или троечником.

На первый взгляд, такие люди должны быть хорошими, ответственными работниками, но не все так просто, так как у них есть ряд «комплексов», которые парализуют деятельность.

  • Комплекс «отличника» — все делать на «пять с плюсом», либо не делать вообще. Когда ребенок (или взрослый) занимается бесконечными приготовлениями к деятельности, чтобы когда-нибудь потом (через 5 минут, 2 дня, пару месяцев) сделать все идеально, домашнее задание или ремонт в квартире.
  • «Комплекс сравнения». Ребенок понимает, что у него не получится так же хорошо (красиво), как у мамы, старшего брата, отца, друга — а значит, вообще лучше ничего не делать.

Ориентируясь на выигрыш, ребенок как бы игнорирует существенные части себя — слабости, страхи, которые могли бы стать ресурсом в будущем. Естественно, при этом у него нет ощущения целостности себя, много энергии уходит на вытеснение этих слабых частей, отторжение их от себя. Следствием такого поведения могут быть:

  • Ночные кошмары. Если исходить из концепции, что все элементы сна являются разными частями сновидца, то примером таких кошмаров могут быть: преследование Эго сновидения нищими, бедняками, больными животными (т.е. персонификация этих слабых частей - фигуры, зависящие от сновидца).
  • Всевозможные страхи. Собственный страх, трусость не признается ребенком и по типу проекции выносится во внешний мир. Страх смерти, например, преобразуется в страх ведьмы, инопланетян, привидений и пр.
  • Уход в психосоматику. Болезнь – как объективная причина не бороться за победу, возможность отказаться от участия в олимпиадах, контрольной работе, спортивных соревнованиях.

Однако именно в том, что не принимается, может содержаться ресурс. Слабые части личности при определенной поддержке, тренинге могут достичь зрелого состояния и стать опорой для человека. Например, мальчик хрупкого телосложения не стал выращивать из себя «Мачо» с накаченными мышцами. Признал: «Да, я слабее физически, чем многие ребята!». Он развил в себе умение хорошо играть в шахматы и выигрывал у сильных физически сверстников, тем самым, заслужив их уважение.

«Ресурс идиотизма»

В сказках Иванушка–дурачок побеждает умных и коварных героев. Шуты не боятся говорить правду власть имущим. Юродивые (блаженные) по мнению религиозных людей обладают даром прорицателя.

Песня группы «Тату» «Я сошла с ума…». Сила героинь в невменяемости – добровольно признание этого обезоруживает: «Мама, папа, прости…».

Передача «Скрытая камера» с экрана с помощью видеосюжета  к нам обращаются с призывом: «Люди, будьте глупыми, не бойтесь экспериментировать, пробуйте нетрадиционные ходы, забудьте про условности, раскройте свою творческую часть!». Видеосюжеты и их участники полны энергией. Клиенты, проходящую психотерапию, на этом пути также обретают жизненную силу, энергию для новых свершений, утраченную радость бытия.

Осознавать свою «дурацкую часть» — оставлять в жизни место экспромту, риску, ребячеству, чтобы жизнь не превратилась в мрачное исполнение долга.

Ресурс «Неумехи» близко к состоянию, описанному выше. Смысл: когда человеку  поручают работу, он делает ее из рук вон плохо, глядишь, в следующий раз и не заставят это делать. Тем самым сохраняются хорошие отношения: «Я так старался!», и надежда, что в будущем удастся избежать этой работы.

Реакции на проигрыш


  • интерналы — «сам виноват!»;
  • экстерналы — виноваты обстоятельства, или окружающие.

И то и другое в крайних выражениях вредно. Интерналы во всем винят себя, принимают ответственность за все, включая погоду. Например, когда разбился «Челленджер», учительница из Нью-йорка написала в отдел по расследованию Аварии: «Это я виновата. Я два раза перечислила деньги в пользу этого проекта».

Экстерналы: «Я белый и пушистый, попал в плохие обстоятельства, это судьба, Рок!». Тем самым этот человек обречен на пассивность, не может ничего изменить в своей жизни. Эти качества формируются с детства. Например, ребенок ушибся об стул и бьет его: «Плохой стул!». Хорошо, что он выражает свои отрицательные эмоции, плохо, что родители не объясняют ему его собственный вклад в это столкновение со стулом.

Разумное отношение к проигрышу

  • Прежде всего, проигрыш — это опыт. Пусть отрицательный, но опыт, который обладает определенной ценностью. Если грамотно проанализировать этот опыт, можно понять, что именно привело к неудаче, что надо делать, чтобы избежать ее в в будущем, во второй раз не наступить на те же грабли. Это отражено в поговорках и пословицах: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!», «За одного битого двух небитых дают», «На ошибках учатся».
  • Не ошибается тот, кто ничего не делает. Можно долго рассуждать и критиковать но сделать что-то — гораздо сложнее . (пример – ситуация с моим дипломом).
  • Если не давать себе права на ошибку – невозможно ничему научиться.

Способы воспитания умения проигрывать

  1. Прежде всего родителям необходимо спокойно относиться к собственным проигрышам:
    • видеть в этом не катастрофу, а ценный опыт, который можно анализировать;
    • иметь устойчивую адекватную самооценку и хорошо себя чувствовать даже в случае неудачи;
    • быть готовым к следующей ситуации проигрыша, относиться к этому спокойно: «Да, это неприятно, но это не повод падать духом и казнить себя!».
    • Необходимо транслировать эти установки ребенку — в беседах, своим поведением в реакциях на его неудачи и неудачи кого-то из близких.
  2. Вместе с ребенком анализировать его неудачи, посмотреть, что помешало достижениям. Разбить глобальную цель на более мелкие и достижимые. Увидеть ситуацию по-новому, заметить в ней какие-то плюсы.
  3. Не наказывать за проигрыш ни физически, ни морально.
  4. Стремиться, чтобы ребенок не держал в себе негативные эмоции, вызванные неуспехом – гнев, обиду. Научить его делать это конструктивно, не стыдиться этих эмоций, а признать их право на существование.
  5. Для компенсации найти такую деятельность, где ребенок был бы успешен.
  6. Помогать формированию адекватной самооценки, давать поддержку.

Фрустрация

В случае длительного периода неудач у ребенка может развиться фрустрация. Признаки этого состояния:

  • много агрессии – на победителя или на себя;
  • высокая тревожность: «У меня опять ничего не получится!»;
  • уход от трудных реальных ситуаций в воображаемые (виртуальная реальность, вымышленные победы);
  • регрессия на более ранние этапы развития, снижение сложности поведения, присущее данному возрасту. Например, у детей 5-7 лет — сосание пальца, у подростков — игра в куклы и машинки и прочее. При наличии признаков фрустрации рекомендуется обращаться за помощью к специалистам по детской психологии.

Образ настоящего мужчины

Особенно сильно давление социального принципа «Обязательно побеждать» в нашей культуре идет на мальчиков. Несмотря на установление юридического равноправия мужчин и женщин в обществе существует двойной стандарт — различные системы требований по отношению к мужчинам и женщинам.

Традиционные стереотипы мужественности, распространяемые средствами массовой коммуникации, включают значительно больше стандартов победителя, беспроигрышного воина, чем стереотипы женственности. Освоение своего социально-ролевого поведения у мальчиков в нашем обществе происходит более сложно и болезненно, чем у девочек. Причины этого явления следующие:

  • Затруднен процесс идентификации, так как нет модели для подражания. В обществе преобладает «женское» воспитание — представители «взращивающих» профессий (воспитатели, учителя, врачи) в основном женщины.
  • Время общения с матерями значительно больше, чем с отцами.
  • Мальчику описывают, каким он должен быть, при этом нет реальных дел для проявления этих качеств. Девочке — что она должна уметь и есть много дел для освоения этих навыков.

Требования со стороны родителей к мальчикам звучат примерно так: «Ты должен быть смелым, волевым, сильным, в будущем  сделать успешную карьеру, иметь хорошую престижную работу и прочее».

Примеры некоторых посланий: «Мальчики не плачут!», «Ты не должен показывать свой страх, слабость!». При этом часто отсутствуют реальные дела, выполняя которые мальчики могут научиться реализовывать эти требования, так как работа по дому традиционно считается женским делом, а пахать и сеять, охотиться как раньше сейчас уже не надо.

Образ «настоящего мужчины» в общественном сознании задан необычайно жестко, любые поведенческие отклонения от этого образа подвергаются остракизму, жестоко осмеиваются.

Напротив, диапазон образов «настоящей женщины» достаточно широк, и ею можно быть без хронического выигрывания. Например: заботливая жена и мать, серый кардинал в семье, романтичная барышня, эмансипированная амазонка, бизнес-леди — все эти образы допускают возможность неудачи. Но для образа «настоящего мужчины», который транслируется в масс-медиа это невозможно: он должен побеждать конкурентов постоянно — в борьбе за женщин, престижную работу, власть.

Отказ от мужественности

Возможно, это является одной из причин возникновения мужского гомосексуализма, когда представители сильного пола сознательно отказываются от собственной мужественности, чтобы не участвовать в конкурентной борьбе.

Другой формой реакции на ригидный стереотип «настоящего мужчины» являются различные неформальные группировки: рокеры, байкеры, спортивные фанаты, скинхеды, сатанисты и пр. В этих группах много атрибутики, подчеркивающей внешнюю мужественность и агрессивность: кожаные куртки с широкими плечами, тяжелые грубые ботинки, цепи, металлические клепки и шипы, символы смерти. Эти группы позволяют развивать собственную мужественность альтернативными для общества способами, культ победителя там очень сильно развит.

В настоящее время происходит расширение социального образа «настоящего мужчины», но все же это происходит недостаточно быстро.

Джеймс Холлис: «Перевал в середине пути»

«Кризис среднего возраста». Это выражение слышал каждый, он стало «притчей во языцех», но многие, тем не менее не понимают, что же это такое, пока однажды этот самый кризис не постучится в Душу.

Как побороть неуверенность в себе

Существует много способов, которые помогают побороть неуверенность в себе. На мой взгляд, самый действенный путь лежит через свое тело.

Дети и деньги

Каждому из родителей хочется, чтобы в будущем ребенок был финансово состоятелен, имел достаточно денег, чтобы удовлетворять свои потребности и умел их,то есть деньги , зарабатывать. Стратегии для достижения этой цели выбираются самые разные и почему-то далеко не все приводят к желанной цели. Интересно, почему?

Демонстративные личности или жизнь напоказ

... они любят быть в центре всеобщего внимания и поклонения, предпочитая стать «притчей на устах у всех». Для таких личностей характерен эгоцентризм, особая экспрессия и театральность поведения, не глубина чувств, их поверхностность, склонность к вспышкам ревности, повышенная амбициозность.

Дырка в зубе и пустота

У одного моего очень хорошо знакомого человека появилась дырка в зубе. Вот так ни с того, ни с чего просто появилась дырка, даже не дырка, а огромное такое дупло.

Внутренний ребенок в кресле аналитика

«Все, что мы желаем изменить в детях, … лучше было бы изменить в нас самих». К. Г. Юнг.

Прощать ли измену?

... постановка такого вопроса часто ведет к двум ответам, либо развод, либо он просит прощения, клянется, что такое больше не повторится, а я «собираю сопли в кулак» и «прощаю».

В поисках психолога

Как найти психолога? До недавнего времени психологу, психотерапевту, ведущему тренинга, было довольно сложно найти ресурс для рекламирования себя, как специалиста, или для профессионального общения с коллегами.

Головные боли

Головные боли являются очень распространенным явлением. Почти каждый может сказать, что сталкивался с ними. По данным исследователей ежегодно страдают болями в голове до 80% населения, а до 20% обращается к врачам по этому поводу, который является у них основным заболеванием. Данное заболевание является одной из основных причин невыхода на работу и/или избегания личной и общественной активности.

Депрессия

Бывает, иногда становится грустно... Временами ты не осознаешь, почему тебе вдруг взгрустнулось. Так просто стало как-то не по себе, и ничего не хочется делать, и даже разговаривать ни с кем не хочется.

Зачем бояться смерти?

Непонятно, почему мы ее боимся? Или его?

Игры и игрушки в сексуальной жизни

Роман Гершуни, психолог «Другого взгляда» дал интервью для журнала «Красота и здоровье» на тему использования сексуальных игрушек в постели.

Мужчина-инфантил. Как вести себя, стоит ли пытаться воспитать и как?

Если посмотреть на биографию таких гениев, то рядом с ними часто оказываются женщины, которые смирились с их детскостью, стали для них в каком-то смысле матерями. Такое женское терпение позволило Достоевскому и Толстому написать свои лучшие произведения, а Эйнштейну создать теорию относительности.

Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности

Ананкастов отличает любовь к чистоте и порядку, сильно выраженный педантизм с озабоченностью деталями. Им свойственен перфекционизм, с неукоснительным выполнением всех правил и инструкций. Они упрямы, ригидны, при этом у них неуверенность присутствует одновременно с чрезвычайной осторожность.  Ананкаст, не может прекратить сомневаться, а это сильно тормозит его действия.

Интервью Галины Колпаковой

Интервью Галины Колпаковой о возрастных кризисах в газете "Москвичка". О том, что представляют собой возрастные кризисы и сколько таких кризисов человек переживает за свою жизнь, «Москвичке» рассказала психолог Галина Колпакова.

Дайвинг

А вот парит царственная рыба-лев. Куда-то отправилась по своим львино-рыбьим делам. Такая невозмутимая, бесстрашная. Все ее многочисленные разноцветные плавники развеваются, как шлейф у королевского платья, несомый десятком пажей. И она гордо поплывет в одну сторону, потом в другую, а пажи со шлейфами-плавниками так и бегают из угла в угол, стараясь показать всю красоту, весь блеск величия королевского платья. А неподалеку играют яркие красивые клоуны, смешные и чем-то похожие на придворных шутов. А за кораллом притаился маленький...

Замуж за Чудовище или Принца: влияние любимой детской сказки на жизнь девушки

Любимая сказка в детстве может влиять на всю последующую жизнь. Подобно тому, как мы неосознанно впитываем сценарии жизни наших родителей, сюжет сказки тоже влияет на выбор собственного жизненного пути. Юнгианский психолог Ханс Дикман писал, что человек может словно «застрять» в сказке, снова и снова повторяя ее паттерны.

Душа в плену уныния или депрессия как она есть

Трудно даже представить себе человека, который бы никогда в своей жизни не испытывал приступов депрессии или хандры. Частые эпизоды пониженного настроения, мрачные взгляды на жизнь, нежелание заниматься чем-либо, понурый взор, уныние, опускающее уголки рта, — вот те немногие признаки, которые, очевидно, испытывал каждый из нас. Правда, с разной степенью продолжительности и интенсивности. Так что же это за монстр такой — депрессия, и чем он опасен?

Об авторе

Галина Колпакова Аналитический психолог, кандидат Российского Общества Аналитической Психологии

Можно не обращаться к психологу, не тратить деньги и ожидать «естественных изменений». Они, конечно же, будут, в силу приобретения жизненного опыта, столкновения с различными ситуациями. Но при этом, хорошо бы осознавать, что за решение проблем человек платит не деньгами, а чем-то другим — потерей времени, нервами, здоровьем. Психотерапия помогает решать возникающие жизненные задачи в более короткие сроки, в сопровождении опытного специалиста, который помогает совершить самое увлекательное Путешествие — во внутренний Мир пациента.

Запись на прием

Все авторы статей — психологи нашего Центра. У вас есть возможность записаться на прием к любому из них.

Записаться