+7 499 755-58-80 Звоните и приходите за помощью

Демонстративные личности или жизнь напоказ

... они любят быть в центре всеобщего внимания и поклонения, предпочитая стать «притчей на устах у всех». Для таких личностей характерен эгоцентризм, особая экспрессия и театральность поведения, не глубина чувств, их поверхностность, склонность к вспышкам ревности, повышенная амбициозность.

К концу 2015 года численность людей на земле увеличится приблизительно до 7 345 951 495 человек. Однако среди этого множества людей не найти и двух, словно две капли воды, похожих друг на друга индивидов.

Каждый из нас по-своему уникален и неповторим.

Вместе с тем на основе схожих черт, качеств, люди могут быть выделены в определенные типологические группы.

А если пытливый читатель пожелает ознакомиться с единой научной типологией личности, его, к сожалению, ожидает разочарование. В современной психологической науке такой типологии попросту нет. Однако существует несколько известных и признанных типологий, созданных умами выдающихся психологов прошлого. Речь идет о социальной типологии характера, предложенной Эрихом Фроммом, о конституционных теориях, наиболее известными представителями которых были У. Шелдон, Э. Кречмер и, конечно же, типология, базирующаяся на акцентуациях характера, созданная Карлом Леонгардом.

Небольшой ликбез

Акцентуация... Что же это за понятие такое?

Понятие акцентуация происходит от латинского слова «accentus», дословно переводится, как ударение. Акцентуация занимает промежуточное положение между психической нормой и патологией.

Под акцентуацией принято понимать избыточное развитие определенной черты (или нескольких черт) характера, их, будто рельефную, выраженность, приводящую к дисгармоничному развитию личности.

Создателем теории акцентуаций характера личности был прославленный немецкий психиатр Карл Леонгард. Кстати, и его главный труд носит название: «акцентуированные личности».

В своей типологии доктор Леонгард выделяет более 10 типов акцентуированных личностей.

Целью данной статьи является знакомство читателя с одним из этих типов — с демонстративным.

Демонстративные личности: что вы должны знать о них?

Демонстративные личности характеризуются некоторыми отличительными особенностями, позволяющими отличать их от других групп акцентуаций. В первую очередь, они любят быть в центре всеобщего внимания и поклонения, предпочитая стать «притчей на устах у всех». Для таких личностей характерен эгоцентризм, особая экспрессия и театральность поведения, не глубина чувств, их поверхностность, склонность к вспышкам ревности, повышенная амбициозность.

Практически каждый из нас изредка проявляет демонстративные качества, однако демонстративными личностями мы, тем не менее, не становимся. Лишь тогда, когда специфические особенности достигают чрезмерных размеров, становясь главной особенностью, «визитной карточкой» личности, можно говорить о демонстративной акцентуации характера.

Демонстративные личности любят пускать пыль в глаза, проявлять позерство, получают удовольствие от похвалы и комплиментов. Часто являясь нестандартными, яркими людьми, демонстративные личности легко завязывают новые знакомства, на первых порах буквально завораживая и очаровывая своих друзей.

Демонстративная личность подобна павлину, птице с великолепным хвостом, которым пожалуй, и исчерпываются ее достоинства.

Для демонстративных личностей характерна такая особенность, как уход в болезнь. В силу своего склада люди подобного типа не выносят ответственность, всевозможные правила, предписания, стандарты. Встречаясь лицом к лицу с трудностями, они испытывают дискомфорт. И желая избежать его, совершают уход в болезнь.

Да, красивой бабочке, легко порхающей по жизни, так легче, так проще и, пожалуй, привычнее.

Черты демонстративности могут проявляться в абсолютно любом возрасте.

Подчас можно встретить почтенных стариков, хвастливо и с известной долей экспрессии повествующих соседям по лавочке о своих успешных, достигших высокого социального положения детях, которые на самом деле забывают даже позвонить старикам.

Также часто в фокус внимания попадают дети, эдакая «резвая радость», негативно воспринимающие похвалу взрослых в адрес (не дай Бог!) товарища по игре в песочнице. Как же можно даже немного похвалить другого ребенка, когда рядом находится живое воплощение всех известных достоинств — демонстративный малыш?

Кстати сказать, демонстративность у детей может впервые проявиться в раннем детстве: в возрасте 2, 5 — 3 лет.

Все это лишь крохотные иллюстрации лиц, обладающих чертами демонстративности.

Уверена, что почти у каждого из читателей этой статьи есть на примете такой знакомый или даже родственник.

Быть может, ваша соседка по подъезду, частенько встречающаяся вам в конце рабочего дня, в диалоге стремится доминировать, выступать на передний план, хвастливо бравируя своими талантами, ждущая комплиментов в свой адрес и жутко огорчающаяся, натыкаясь на равнодушное молчание.

Из этих экспресс-зарисовок становится ясно, что демонстративные личности склонны не только к преувеличению, но и к обману, который может быть как неосознаваемым ими, так и вполне осознанным. Преувеличение и обман становятся важной частью в арсенале демонстративной личности. Действительно, за счет выдумки, фантазирования так удачно можно приукрасить собственные ничем непримечательные поступки, превратив их в эдакую триумф-церемонию.

Справедливости ради стоит отметить, что ни один тип акцентуаций характера нельзя рассматривать односторонне, например, в исключительно отрицательном или, наоборот, положительном свете. Сказанное касается и демонстративного типа личности.

К положительным сторонам таких личностей можно отнести амбициозность, стремление быть лучшем в своем деле, доля здоровой конкурентности, часто наличие творческих способностей, стремление к достижению новых вершин, вообще любовь ко всему новому, неизведанному, большие организаторские способности, дар стимулировать и воодушевлять других.

Однако и отрицательных сторон у демонстративных личностей немало. К ним относятся заносчивость, высокомерие, неспособность встать на точку зрения собеседника, поглощенность исключительно собственной личностью, пребывание в фантазийном мире, склонность к обману, который подается как нечто само собой разумеющееся.

Безусловно, указанное не способствует развитию теплых социальных отношений. Люди, поначалу увлекшиеся красотой павлиньего хвоста демонстративных личностей, затем, по мере более длительного общения, разочаровываются в них и стремятся разорвать с ними отношения.

Ни в коей мере не стоит считать акцентуированные личности психически больными людьми. Как было отмечено выше, акцентуация находится на стыке патологии и нормы. Однако при влиянии крайне неблагоприятных условий среды акцентуации способны еще больше «заостряться», приобретая характер патологии или переходя в истероидный тип личности.

Знание указанных фактов позволит людям, далеким от психологии, идентифицировать в своих кругах личность демонстративного типа, а также научит правильной тактике общения с ней.

Способам диагностики, используемым психологами, посвящен следующий раздел статьи.

Диагностика демонстративных личностей

Для диагностики акцентуаций, в том числе демонстративного типа, психологи, помимо наблюдения за пациентом, проведения беседы, используют свои главные методы — тесты.

В данном случае применяются «методика акцентуаций характера и темперамента личности» Карла Леонгарда, тест-опросник Ганса Шмишека «акцентуации характера» и некоторые другие. Указанные методики на практике часто используют совместно.

Опросник Г. Шмишека представляет собой разновидность тестового материала, позволяющего выявить наличие акцентуации у человека. Данный опросник зиждется на тесте К. Леонгарда, являясь его модификацией. Создан в 1970 году.

Тест состоит из 88 вопросов, каждый из которых затрагивает ту или иную сторону характера. Существует в детском и взрослом вариантах.

Вопросы предполагают у испытуемого два возможных ответа: «да» или же «нет», которые следует давать, не раздумывая слишком долго.

Интерпретация результатов психологом осуществляется по следующему алгоритму:

Положительные или отрицательные ответы на определенные вопросы характеризуют наличие у личности черт конкретного акцентуированного типа. Например, ответ «нет» на вопрос номер 51 («затруднительно ли вам, к примеру, выступить на сцене?), «да» на вопрос номер 7 («находитесь ли вы в компании в центре внимания?»), ответ «да» на вопрос 19 («всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?») и некоторые другие характеризуют наличие демонстративных черт в характере личности.

Сумма ответов умножается на 2. Считается, что если проведенных вычислений, сумма баллов будет превышать 19, в этом случае черту можно признать акцентуированной.

Также на практике в диагностических целях психологи обращаются к методике под названием ПДО (патохарактерологический диагностический опросник). ПДО был создан известным советским психологом Андреем Личко и предназначен для выявления акцентуаций среди подростков в возрастной группе от 14 до 18 лет.

Данная тестовая методика включает в свой состав 25 таблиц, состоящих из набора фраз с 10-19 вариантами ответов в каждой. В общей сложности подросток проходит два исследования. В первом подросток выбирает ответ, наиболее подходящий ему, во втором исследовании, напротив, выбирает анти-ответы, то есть такие, которые ему не соответствуют.

У истоков развития демонстративной акцентуации

Причины формирования демонстративной, как, впрочем, и любой другой акцентуации личности, уходят своими корнями в детство.

Если родители применяли неправильные формы воспитания по отношению к своему ребенку, например, чрезмерно авторитарное и строгое воспитание (преобладание кнута и отсутствие пряника) может способствовать развитию в ребенке черт демонстративной личности.

Большую роль играют и наследственные факторы. Если один или даже оба родителя являются демонстративными личностями, риск развития у их потомства данной акцентуации возрастает.

По мнению же советского психолога и психиатра А. Личко, апогея своего развития акцентуации достигают в подростковом периоде развития. Действительно, к подростковому возрасту происходит стремительное развитие большинства психических компонентов, включая имеющиеся акцентуации.

Кстати, в концепции Андрея Личко истероидная акцентуация соответствует демонстративной в типологии Карла Леонгарда.

Коррекция и облегчение симптомов акцентуации

Для коррекции проявлений демонстративной акцентуации лучше начинать с периода появления первых «звоночков». Как правило, они дают о себе знать уже в 3-4 летнем возрасте.

Если в вашей семье подрастает демонстративный ребенок, грамотно организованный воспитательный процесс в семье позволит минимизировать выраженность акцентуации.

Известный психолог А. Л. Венгер убежден, что неверно дозированное внимание родителей к ребенку становится фактором развития демонстративности. Как в случае, когда ребенку катастрофически не хватает внимания взрослых, когда он заброшен и предоставлен сам себе, так и гиперопека родителей, которую избалованный ребенок, тем не менее, считает недостаточной, вызывают формирование демонстративных черт личности.

Поэтому избегайте крайних «полюсов» в отношении к детям, соблюдая мудрое правило золотой середины.

Еще один важный педагогический принцип заключается в том, что ребенку НЕЛЬЗЯ отказывать в общении.

Может возникнуть такая ситуация, что ребенок, общение которого отвергли мама и папа, не имея возможности за счет примерного поведения обратить на себя внимание родителей, начинает намеренно плохо себя вести, нарушая нормы поведения. Ребенок при этом рассуждает так:

«Уж лучше пусть ругают: такое внимание лучше, чем ничего».

И опять же, даже ругающие ребенка родители предоставляют то, что жаждет его демонстративная душа: внимание. Следовательно, подобная реакция родителей закрепляет в сознании ребенка привычку вести себя дурно, чтобы обратить на себя их взоры.

Также учитывая, что демонстративность ребенка часто предполагает наличие артистических способностей, как нельзя лучше дать ребенку возможность проявить его таланты в правильном русле. Например, отдав ребенка в театральный, музыкальный кружок или художественную студию.

Таким образом, ребенок будет проявлять свою повышенную жажду внимания и похвалы не среди сверстников в форме постоянной саморекламы, вызывая их раздражение, а, к примеру, на сцене детского театра.

У взрослых демонстративных личностей коррекция может осуществляться при помощи психотерапии. Однако такие методы оправдывают себя только при излишне выраженной акцентуации, нарушающей качество жизни.

В ходе психотерапевтических сеансов таких людей обучают использовать особенности своего характера исключительно во благо, а также формируют навыки контроля и регуляции как своих эмоций, так и поведения в социуме.

Психолог ставит своего пациента в известность о том, что если он не станет развивать и использовать свои положительные качества, автоматически будет возрастать риск перехода к асоциальному поведению. Действительно, не найдя в себе положительных, социально одобряемых навыков, демонстративная личность может проявить тенденцию к привлечения внимания за счет совершения аморальных и противоправных действий. Своевременно обнаруженная акцентуация и предпринятые психотерапевтические воздействия способны не допустить подобных эксцессов.

Как общаться с демонстративными личностями?

Для того чтобы, взаимодействуя с демонстративной личностью, сохранить свое душевное здоровье и одновременно не слишком способствовать закреплению ее демонстративного влияния в группе, полезно помнить о нескольких простых правилах.

  1. Старайтесь нейтрально и спокойно относиться к «самовыпячиванию» демонстративной личности.
  2. Не стремитесь разоблачить (тем паче прилюдно) выдуманные басни и приукрашенные истории демонстративной личности. Обожая восхищение и признание, такая личность просто не вынесет констатации того, что ее напускной браваде не верят и считают ее всего лишь лгуном и фантазером.
  3. Зная о склонности подобного типа людей к преувеличению, не следует доверять им. Относитесь к ним как к лицам, которым удобнее жить в сконструированном их собственными стараниями радужном фантазийном мире.
  4. Взрослым в общении с демонстративным ребенком необходимо отказаться от желания как можно скорее изжить из характера последнего демонстративность, поскольку это может лишь навредить, приведя к развитию негативистической акцентуации.

В то же время нельзя бесконечно и без меры (неоправданно) восхищаться ребенком. Лучше просто спокойно похвалить его за то или иное достижение.

Разная степень демонстративности способна как отравлять, так и в некоторых случаях улучшать жизнь демонстративной личности. Своевременно обнаруженная акцентуация, правильно подобранная коррекция способна свести к минимуму неблагоприятные проявления их характера.

Каждый из нас это уникальный мир, наполненный мириадами удивительных созвездий-качеств. И даже граничащая с нормой акцентуация при грамотном подходе способна остаться уникальной чертой, не переходящей в патологию.

Интервью Галины Колпаковой

Интервью Галины Колпаковой о возрастных кризисах в газете "Москвичка". О том, что представляют собой возрастные кризисы и сколько таких кризисов человек переживает за свою жизнь, «Москвичке» рассказала психолог Галина Колпакова.

Дайвинг

А вот парит царственная рыба-лев. Куда-то отправилась по своим львино-рыбьим делам. Такая невозмутимая, бесстрашная. Все ее многочисленные разноцветные плавники развеваются, как шлейф у королевского платья, несомый десятком пажей. И она гордо поплывет в одну сторону, потом в другую, а пажи со шлейфами-плавниками так и бегают из угла в угол, стараясь показать всю красоту, весь блеск величия королевского платья. А неподалеку играют яркие красивые клоуны, смешные и чем-то похожие на придворных шутов. А за кораллом притаился маленький...

Джеймс Холлис: «Перевал в середине пути»

«Кризис среднего возраста». Это выражение слышал каждый, он стало «притчей во языцех», но многие, тем не менее не понимают, что же это такое, пока однажды этот самый кризис не постучится в Душу.

Прощать ли измену?

... постановка такого вопроса часто ведет к двум ответам, либо развод, либо он просит прощения, клянется, что такое больше не повторится, а я «собираю сопли в кулак» и «прощаю».

В поисках психолога

Как найти психолога? До недавнего времени психологу, психотерапевту, ведущему тренинга, было довольно сложно найти ресурс для рекламирования себя, как специалиста, или для профессионального общения с коллегами.

Зачем бояться смерти?

Непонятно, почему мы ее боимся? Или его?

Головные боли

Головные боли являются очень распространенным явлением. Почти каждый может сказать, что сталкивался с ними. По данным исследователей ежегодно страдают болями в голове до 80% населения, а до 20% обращается к врачам по этому поводу, который является у них основным заболеванием. Данное заболевание является одной из основных причин невыхода на работу и/или избегания личной и общественной активности.

Депрессия

Бывает, иногда становится грустно... Временами ты не осознаешь, почему тебе вдруг взгрустнулось. Так просто стало как-то не по себе, и ничего не хочется делать, и даже разговаривать ни с кем не хочется.

Внутренний ребенок в кресле аналитика

«Все, что мы желаем изменить в детях, … лучше было бы изменить в нас самих». К. Г. Юнг.

Как побороть неуверенность в себе

Существует много способов, которые помогают побороть неуверенность в себе. На мой взгляд, самый действенный путь лежит через свое тело.

Дети и деньги

Каждому из родителей хочется, чтобы в будущем ребенок был финансово состоятелен, имел достаточно денег, чтобы удовлетворять свои потребности и умел их,то есть деньги , зарабатывать. Стратегии для достижения этой цели выбираются самые разные и почему-то далеко не все приводят к желанной цели. Интересно, почему?

Замуж за Чудовище или Принца: влияние любимой детской сказки на жизнь девушки

Любимая сказка в детстве может влиять на всю последующую жизнь. Подобно тому, как мы неосознанно впитываем сценарии жизни наших родителей, сюжет сказки тоже влияет на выбор собственного жизненного пути. Юнгианский психолог Ханс Дикман писал, что человек может словно «застрять» в сказке, снова и снова повторяя ее паттерны.

Дырка в зубе и пустота

У одного моего очень хорошо знакомого человека появилась дырка в зубе. Вот так ни с того, ни с чего просто появилась дырка, даже не дырка, а огромное такое дупло.

Душа в плену уныния или депрессия как она есть

Трудно даже представить себе человека, который бы никогда в своей жизни не испытывал приступов депрессии или хандры. Частые эпизоды пониженного настроения, мрачные взгляды на жизнь, нежелание заниматься чем-либо, понурый взор, уныние, опускающее уголки рта, — вот те немногие признаки, которые, очевидно, испытывал каждый из нас. Правда, с разной степенью продолжительности и интенсивности. Так что же это за монстр такой — депрессия, и чем он опасен?

Мужчина-инфантил. Как вести себя, стоит ли пытаться воспитать и как?

Если посмотреть на биографию таких гениев, то рядом с ними часто оказываются женщины, которые смирились с их детскостью, стали для них в каком-то смысле матерями. Такое женское терпение позволило Достоевскому и Толстому написать свои лучшие произведения, а Эйнштейну создать теорию относительности.

Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности

Ананкастов отличает любовь к чистоте и порядку, сильно выраженный педантизм с озабоченностью деталями. Им свойственен перфекционизм, с неукоснительным выполнением всех правил и инструкций. Они упрямы, ригидны, при этом у них неуверенность присутствует одновременно с чрезвычайной осторожность.  Ананкаст, не может прекратить сомневаться, а это сильно тормозит его действия.

Игры и игрушки в сексуальной жизни

Роман Гершуни, психолог «Другого взгляда» дал интервью для журнала «Красота и здоровье» на тему использования сексуальных игрушек в постели.

Об авторе

Валерия Ускова Психолог

Словом можно убить и словом можно воскресить. Психолог — тот человек, который знает о целебных свойствах слова. Однако не стоит наивно думать, будто он — волшебник, по мановению руки которого исчезнут все проблемы. Потенциал восстановления заложен в самом человеке, задача психолога заключается в том, чтобы напомнить клиенту об этом потенциале, помочь воплотить его в жизнь.

Запись на прием

Все авторы статей — психологи нашего Центра. У вас есть возможность записаться на прием к любому из них.

Записаться